Вспоминая ситуацию на рынке недвижимости во время весеннего локдауна, Максим Мельников уточнил, что в сделках по купле-продаже жилой недвижимости просадки по стоимости не было: в момент пикового состояния люди не снижают цены.
Полностью интервью генерального директора Циан Максима Мельникова телеканалу РБК смотрите здесь
«Мы наблюдали ажиотажный спрос на недвижимость из-за девальвации рубля: люди надеялись спасти свои сбережения, вложив их в кирпичи. Потом рынок просто встал. С мая появился спрос на новостройки, потом на вторичку. Драйвером спроса стала льготная ипотека с государственной поддержкой, — рассказал гендиректор крупнейшего в стране сервиса объявлений недвижимости. — Господдержка помогла не только новостройкам, она запустила цепную реакцию на рынке: чтобы купить квартиру в новостройке, многие продавали свои старые квартиры. Снизились ипотечные ставки и первоначальный взнос».
Результатом стало постепенное повышение цен и на новостройки, и на «вторичку» в течение этого года.
В период пандемии Циан предложил собственникам показывать их квартиры дистанционно, чтобы люди в период самоизоляции могли посмотреть объекты, а потом совершить сделку, и внедрил такие важные функции, как возможность заключить сделку или взять ипотеку онлайн: «застройщики объявили об этом, и мы тут же поддержали идею», — уточнил Максим Мельников. К программе «Циан.Ипотека» подключились многие банки: теперь всего за две минуты можно получить решение о выдаче ипотеки от ВТБ, Райффайзенбанка и других.
Благодаря пандемии повысилась ценность загородного жилья. Многие оценили, что жить за городом и работать из дома удобно. «Но не думаю, что завтра мы проснемся в опустевшем городе, потому что все жители за ночь переехали жить в частные дома, — рассуждает Максим Мельников. — А вот застройщики уже меняют подход к жилью: постепенно отказываются от открытых пространств, выделяют в квартире зоны, где можно устроить рабочее место, стараются делать больше балконов, чтобы человек в любой момент мог "выйти из дома" и подышать свежим воздухом». По его мнению, люди стали больше ценить то, что внутри дома, а уют и правильное зонирование теперь более значимые факторы.
По мнению гендиректора Циан, сильно изменится ландшафт и коммерческой недвижимости: в центре Москвы и Санкт-Петербурга уже не нужно столько офисов, зато в новостройках на первых этажах будут появляться коворкинги.
Отвечая на вопрос о том, реально ли будет арендовать или покупать квартиры исключительно онлайн, Максим Мельников процитировал слова Билла Гейтса о том, что люди часто переоценивают изменения, которые произойдут в ближайшие два года, и недооценивают то, что произойдет в течение следующих десяти лет.
«О продаже квартир онлайн говорят очень громко и много, но реальность более спокойная. Тем не менее тренд перехода сделок в онлайн очевиден. Если провести аналогию с другой сферой, то, например, в Китае люди бронируют машину, приезжают, делают тест-драйв и покупают автомобиль без единой встречи с продавцом-автодилером. Думаю, скоро такое будет и у нас — как в сфере недвижимости, так и в остальных отраслях».
Максим Мельников рассказал, что в период самоизоляции Циан принял решение поддержать рынок. Отмена платы за объявления в момент падения спроса оказалась правильным посылом, и клиенты это оценили. Также было инвестировано больше средств в маркетинг и качество объявлений, чтобы люди понимали, что рынок не умер, и можно выбирать варианты жилья.
Генеральный директор Циан отметил и запуск новых IT-продуктов Циана, которые делают лучше жизнь покупателей, продавцов и тех, кто снимает или сдает недвижимость, — как в период между сделками (когда они только думают снять или переехать), так и в момент сделки. Особенно он выделил Циан.Ипотеку, сервис оценки, аналитику от Циан по жилой и коммерческой недвижимости.
Фото: скриншот видео телеканала РБК