Эксперты Циан провели опрос среди зарегистрированных пользователей Циан, в котором приняли участие более 1500 респондентов.
Исследователи выяснили, как режим самоизоляции повлиял на финансовое и эмоциональное положение пользователей сайта cian.ru, на их ожидания от рынка, планы по приобретению/аренде недвижимости или отказ от них.
Вниз или вверх?
Аналитики попросили участников опроса дать свои прогнозы, как изменятся цены на недвижимость после пандемии. 85% опрошенных считают, что динамика будет в любом случае, и лишь почти 15% не видят для этого никаких предпосылок.
Из тех, кто верит, что рынок станет другим, 64% полагают, что цены снизятся, 33% — что подрастут, а еще 3,5% затруднились ответить.
Таким образом, из общего числа опрошенных немногим более 50% ожидают снижения цен на жилье.
76% респондентов уверены, что изменятся и ипотечные ставки (из них около 39% считают, что они увеличатся, 60% — что уменьшатся, а оставшиеся отказались прогнозировать, в какую сторону качнутся ставки).
«Цены должны снизиться. Тысячи людей остались без работы, отправлены в отпуска за свой счет, многие экономят и бояться тратить. Экономика не растет, реальные доходы падают — откуда деньги на квартиры? Мы пока отложили покупку, посмотрим, что в стране к концу года будет», — таково мнение одного из читателей Циан.Журнала.
«Поднимутся, конечно! Инфляция растет, ключевая ставка после долгого снижения замерла, и я, признаться, не вижу причин, чтобы ей продолжать намеченный курс. К тому же кризис. Не думаю, что ипотечные ставки поднимутся всерьез: строительство сейчас в тренде, так что власти будут изо всех сил поддерживать отрасль, вводить новые программы поддержки. Но все равно в конечном счете они повысятся», — не сомневается другой.
Быть или не быть?
В течение ближайших трех-шести месяцев треть участников опроса собираются купить жилье: 18% — за 12 месяцев, столько же — в течение ближайших двух лет, а почти 7% — через два года и более.
Некоторые потенциальные покупатели утверждают, что сейчас новая квартира им ни к чему, но понадобится в будущем — например детям. Так, одна из участниц опроса, который провел Циан.Журнал среди своих читателей, сказала, что хотела бы купить квартиру для своей дочки, переезд которой состоится в лучшем случае через 10 лет.
Другая покупательница заявила, что никаких дедлайнов у нее нет, поскольку она рассматривает покупку квартиры только как инвестицию — в этом смысле ей кажется привлекательной малогабаритная квартира в новостройке за МКАД.
Практически все опрошенные планируют приобрести недвижимость (95,2%), но не все — на родине.
«Никогда не собиралась покупать российскую недвижимость — в этом не было нужды, но мысль о покупке зарубежной преследует по жизни. При этом раздумываю о приобретении недвижимости в Польше (есть соответствующие семейные обстоятельства. — Прим. ред.): продав квартиру в Москве, там смогу купить более привлекательный вариант. Или жить на две страны».
Чего изволите?
Пятая часть опрошенных, которые планируют приобрести жилье в течение года и позже, за время самоизоляции изменили критерии подбора жилья. 70% из них заявили, что главным образом это касается цены объекта. 25% поняли, что рассматривали не тот тип недвижимости (новостройку, «вторичку», загородный дом). 18% передумали насчет площади, столько же потенциальных покупателей присмотрели другой район, 12% решили, что следует приобретать иное количество комнат. Остальные респонденты ответили, что теперь выбрали бы другие этаж, планировку, ремонт, срок покупки и даже застройщика.
«Два с лишним месяца пребывания нашей дружной компании в одном помещении (а это «двушка» с проходной комнатой) едва не довели нас всех до сердечных приступов. Мы и раньше присматривали новую квартиру, но тогда думали, что тех же двух комнат нам вполне хватит и впредь — достаточно того, что они будут изолированы друг от друга. Теперь мы поняли, что, даже если подобных эпидемий не повторится (они случаются раз в 100 лет, так что будем надеяться), свой угол нужен обязательно каждому члену семьи. Смотрим теперь трехкомнатные», — сетует потенциальный покупатель квартиры.
Изменчивость постоянных
Еще одна красноречивая часть исследования посвящена тому, как изменилось место проживания участников опроса. Выяснилось, что 38% респондентов уехали на время карантина за город, почти 23,5% живут в квартире, собственнику которой не надо платить (у родителей, друзей, в своей квартире и т. д.), 22% перебрались в другой город, а еще 19% теперь снимают другое жилье (допускалось выбрать несколько вариантов. — Прим. ред.). Около 9% респондентов были вынуждены отказаться от арендованного жилья. Еще около 6% предпочли ответ «иное», уточнив, что ни один из перечисленных вариантов ответов им не подходит.
Уехавшие за город, кстати, сформировали отдельную тенденцию: многие, прибыв на свои летние дачи еще в начале апреля, а то и в конце марта, поняли, что загородное жилье требует как минимум обновления — ремонта и/или утепления.
Ранее Циан.Журнал уже писал со ссылкой на директора по стратегическому развитию Ассоциации деревянного домостроения Семена Гоглева, что в марте отложенный спрос на строительство деревянных загородных домов вырос на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Тогда же эксперт предсказал, что к концу лета общий объем производства, строительства и продаж деревянных загородных домов по сравнению с прошлым годом может вырасти на 15–20%.
Эксперт по безопасности сделок с недвижимостью Сергей Вишняков отмечает, что один из главных трендов прошедшей весны — смещение покупательского интереса в сторону загородной недвижимости. Оно и неудивительно: горожане, испугавшись карантинной перспективы провести лето в квартирах, спешат купить жилье поближе к природе.
Впрочем, это краткосрочный всплеск, полагает эксперт: «Сейчас количество запросов на приобретение дач и домов временно выросло. Бюджеты разные: от 1,5 млн рублей за участок с домом в Ленинградской области до 20–25 млн — в Московской области».
Но перебраться на дачу и переехать в другой город — принципиально разные вещи. У участников опроса хватает причин, по которым они были вынуждены сменить город постоянного проживания.
Так, 37% ответили, что там лучше себя чувствуют, 34% уверены, что нужно было помогать близким людям, живущим в другом городе. 17% признали, что снимать жилье в том городе, где они жили до пандемии, стало дорого, а еще 9% потеряли работу. 23% опрошенных заявили, что у них другие причины для междугороднего переезда. При этом 75% переехавших намерены однажды вернуться в покинутый ими город.
Аналитики и раньше предупреждали, что рынок недвижимости изменится. Главный результат на сегодня — он жив. А кризис мы преодолеем. К тому же аналитики Циан уже зафиксировали возврат к докризисным показателям по количеству звонков.
Изображение: картина Виктора Васнецова «Алёнушка» (1881), фрагмент
Статья поправлена 08.06.2020
Застройщики кстати подняли цены на 10-15 % в Московском регионе.